НЕБЕСНЫЙ КАМЕНЬ

Небесный камень Лазури́т (ля́пис-лазу́рь) - непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета, лучшими считают камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые

Более подробно про химический состав и классификацию можно почитать в Википедии.

Более семи тысяч лет назад началась добыча камня небесно-голубого цвета в горных копях Памира, из которого, по мнению некоторых исследователей, даже были сделаны Моисеевы скрижали с десятью заповедями. Простой человек не имел права дае приблизиться к рудникам – это каралось смертью, за порядком следили надсмотрщики, а самих добытчиков приковывали к стенам шахт, чтоб те не имели возможности украсть кусочек священного в Бадахшане лазурита, которым имел право владеть только эмир.

ЛазуритУкрашая дворцы восточных правителей, лазурит неизменно делался предметом внимания послов и купцов. Впрочем, бадахшанское месторождение хоть и были всегда наиболее известным и высококачественным, но отнюдь не единственным. Помимо памирских копей, лазурит добывался и в Китае, где синие шарики на головных уборах мандаринов были знаком власти, и в Южной Америке, где украшения из золота, серебра и лазурита активно использовались в культуре индейских цивилизаций.

Кстати, именно в Древнем Египте возникла традиция создания ювелирных украшений из золота с лазуритовыми вставками. Из этого камня в Египте вырезали фигурки богини истины Маат, которые носили верховные судьи и жрецы. В символике цветов лазуриту чаще всего определялась роль олицетворения мудрости и просветленности. Шумеры, жившие неподалеку, не уступали египтянам в любви к лазуриту – лазурит был символом их верховного божества неба Инанны, в честь которой хотели в Месопотамии даже воздвигнуть храм целиком из синего камня; храм до наших времен не дожил, но достоверно известно, что царские регалии, украшения, одежда, прически, предметы домашнего обихода и сами стены дворцов были буквально усыпаны лазуритом, за которым приходилось отправлять экспедиции на далекий Памир.

Завоевание Востока дало возможность вельможам Европы на свое усмотрение распоряжаться запасами этого небесного самоцвета. Богатые дома в обязательном порядке украшались вазами и каминами, статуями и балюстрадами, выполненными из лазурита. Западноевропейские художники научились делать пудру из минерала, смешивать с уваренным маслом и производить таким образом ультрамариновую – «сверхморскую» – краску.

На Руси природный лазурит называли лазоревым камнем – «лазурик», часто используя этот минерал для создания разного рода ювелирных изделий и украшений. С давних пор пришло поверие, что лазурик – это священный камень, который достойны носить только царственные особы и верхушка религиозных деятелей. В средневековой Руси дорогую синюю краску – голубец – делали иногда из заморского, очень дорогого лазурита (чаще синими пигментами служили вивианит или азурит). В те времена лазурит имел стоимость превышающую золото и почитался как камень искренности. Поэтому при ношении его можно изменить свою судьбу. Прекрасным вариантом украшения с лазуритом является науз кулон, декорированный этим загадочным тёмно-синим камнем. Его можно носить достаточно часто, используя красивую цепочку или специальный шнур.

При раскопках на территории Украины поселений времен Киевской Руси был найден крест, выточенный из лазурита, довольно большого размера, но, к сожалению, обломанный с одной стороны. Лазурит плохой – отдельные кристаллы лазурита погружены в белую тонкокристаллическую массу, но то что это лазурит сомнений не вызывает. Единственным местом в мире, откуда человек в древности и в средние века получал лазурит, были месторождения лазурита в горах Бадахшана – Северного Афганистана и отчасти Южного Памира. Изготовить нательный крестик из красивого афганского камня, прямо в восточных мусульманских странах невозможно, поэтому вероятнее всего предположить, что лазурит перевезли в виде куска сырого камня и уже здесь, у киевских умельцев, отделали окончательно. Трудно представить себе весь проделанный камнем путь. Можно предполагать перевозку камня северным путем: через пустыни Средней Азии вокруг Каспийского моря с севера и далее через Волжские степи. А может быть, этот путь шел через Персию и Закавказье, Тамань и крымские города. Возможно, что камень Афганистана перевезли через Индию и Персию в Средиземное море, а отсюда в Византию, и уже оттуда вместе с церковными книгами и христианским учением он попал на восток, в украинские степи. О том, как все происходило на самом деле, можно только догадываться.

Колонна из Лазурита в Исаакиевском соборе

В России интерес к лазуриту возник в период строительства Петербурга и его украшения, особенно в период царствования Екатерины II, которая очень любила лазурит и приказывала покупать его на всех восточных рынках. Лазурит Афганистана поступал тогда в Россию через Кяхту и Китай, но, пожалуй, главную массу лазурита привозили сюда бухарские купцы.

Большим событием того времени было открытие месторождений лазурита в районе южной оконечности Байкала. История этого события точно неизвестна. Впервые в 1817 г. о находке лазурита на Байкале официально известил Петербург знаменитый исследователь Сибири Эрик Лаксман, который писал: "По р. Слюдянка, или в простонародии Карча, прекрасный белый мрамор встречается во многих местах, а в соединительных породах, где гранит примыкает к мрамору, проступает ляпис-лазурь, по всей речке около 35 верст длиною находят валуны этой синей породы".

Несколько иначе описывает в 1882 г. это открытие минералог А.П. Ушаков. Он пишет, что "академик Лаксман в конце семисотых годов, проезжая в Тунку, получил от крестьянина Воинова небольшой кусок лазуревого камня, округленный водой в русле реки Слюдянки". По данным А.Е. Ферсмана, проводившего специальное изучение архивов Академии наук, сведения о находке валунов лазурита Воиновым или звероловом из Иркутска Лапшиным дошли до начальника горной экспедиции генерала Соймонова, который доложил об этом Екатерине II, а уже потом она распорядилась предоставить Лаксману средства для дальнейших поисков.

Самыми грандиозными изделиями из лазурита по праву считаются знаменитые колонны алтаря Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Это русская мозаика из густо-синего однородного лазурита типа "звездной ночи" где на фоне голубого камня видны многочисленные золотистые блестки пирита. По легенде, первоначально колонны были облицованы забайкальским лазуритом, но архитектор Монферран забраковал отделку, и колонны заново облицевали бадахшанским камнем. Правда, забракованные колонны по непонятной причине оказались в доме самого архитектора Монферрана (в Петербурге, на Мойке).

Лазурит также использовался для отделки Лионского зала Екатерининского дворца в Пушкине (бывшее Царское Село), причем, судя по документам, отделка выполнялась из забайкальского лазурита, а бадахшанский камень, приобретенный на вес по цене серебра, использовался для отдельных вставок и поделок. В Эрмитаже хранятся вазы и столешницы, облицованные лазуритом. Георгиевский зал – две огромные лазуритовые вазы; Фельдмаршальский зал – чаша из темно-синего лазурита; Павильонный зал – столешница из светлого лазурита с поэтичным названием "Морское дно", флорентийская работа, XVIII век; зал "Малый просвет" – замечательные вазы и столешница из бадахшанского лазурита, сделанные в Екатеринбурге в середине XIX века мастером Г. Налимовым.

Продолжение статьи ...


САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ОПЫТНЫХ ВРАЧЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ОПЫТНЫХ ВРАЧЕЙ